ПодводПоиск
приборные обследования акватории

+7 (921) 592-6151

info@podvodpoisk.ru

написать нам
Vinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.x
20190405 105738Предистория этого проекта такова - ночью 5 августа 2017 года на озере Ковдозеро, что находится в Кандалакшском районе Мурманской области, затонула лодка направлявшаяся из ПГТ Зеленоборский в деревню Лопская Запань.
 
Ближайший к месту затопления крупный населённый пункт, посёлок Зеленоборский, находится приблизительно в 30 км от места затопления. Как выяснилось впоследствии, лодка утонула из-за сочетания ряда неблагоприятных факторов - вызванной ветром волны и перегруза лодки строительными материалами (доска, листы OSB и т.п.). В лодке находилось три человека, которые, воспользовавшись спасательными жилетами и подручными средствами, в течение неизвестного времени дрейфовали и в итоге смогли выплыть на небольшой остров приблизительно в 1 км от места крушения. Бдительные родственники, не получив подтверждения о прибытии лодки на место, утром следующего дня самостоятельно начали поисковую операцию и потерпевшие кораблекрушение были вскоре найдены. Таким образом, к большому счастью, в результате аварии никто не пострадал.
 
Тем не менее, помимо утонувшей лодки с новым мотором, было утоплено большое количество электро- и бензоинструмента, и, принимая во внимание совокупную стоимость утонувших предметов, лодки и мотора, целесообразность операции по поиску и подъёму лодки не вызывала сомнений.
A2
Первые работы по поиску были выполнены 21 сентября 2017 года, тогда при помощи гидролокатора был обследован участок акватории на площади около 2 квадратных километров. К сожалению, место, где впоследствии была обнаружена утонувшая лодка обследовано не было, т.к. место затопления было известно очень приблизительно.
 
Стоит отметить факторы, которые затрудняли поиск. Прежде всего, место затопления было известно крайне неточно - лодка могла затонуть на участке протяжённостью около 2.5 км, а ширина участка составляла не менее 500 м и даже эти цифры были приблизительными, т.к. на данном участке водоёма отсутствуют ориентиры, кораблекрушение произошло ночью, было волнение и дул сильный ветер, а очевидцы находились в состоянии сильного стресса.
 
Также сложности добавляла погода - даже при небольшом ветре на открытом участке озера поднималась заметная волна, которая мешала использовать гидролокатор в варианте с датчиком закреплённым на лодке и искажала получаемую с него эхограмму. Учитывая большие (10-25 м) глубины и, как следствие, небольшие размеры искомого объекта на экране, задача становилась ещё сложнее, кроме того дно в этом месте испещрено камнями и скалами, которые по размеру, а зачастую и по форме схожи с лодкой, что усложняло выделение объектов требующих дополнительного обследования.
 
Таким образом, по результатам обследования сентября 2017 года лодка найдена не была и 21-24 июня 2018 года была предпринята вторая попытка обследования дна гидролокатором с целью поиска затонувшей лодки. На этот раз, принимая во внимание вероятность волнения, был использован гидролокатор с буксируемым заглублённым датчиком с улучшенными характеристиками, а зона поисков была увеличена.
Было обследовано дно озера на площади около 3 квадратных километров, собранные эхограммы в дальнейшем были обработаны на компьютере и в результате были определены 15 точек для дальнейшего обследования телеуправляемым подводным аппаратом (дроном).
20190405 115131
 
В силу различных причин организационного характера обследование подводным дроном удалось произвести только 4-7 апреля 2019 года. Обследование выполнялось со льда, который достигал толщины 80 см, планировалось осмотреть все точки, которые по данным гидролокационного обследования были признаны перспективными. Осмотр был начат с точки, которая выглядела самой многообещающей и первое же погружение подводного дрона оказалось результативным - утонувшая лодка была обнаружена подводным телеуправляемым аппаратом на глубине 13 м и на расстоянии около 1 км от острова на который выбрались потерпевшие крушение. Видео осмотра затонувшей лодки доступно ниже.
Подъём лодки было решено выполнить немедленно с использованием подручных средств и транспорта (снегоходы). Больше всего времени ушло на подготовку майны (проруби), причиной тому был лёд толщиной около 80 см, который приходилось резать в несколько приёмов - сначала бензопилой, а затем сверлить мотобуром по периметру с последующей ручной резкой перемычек. Суммарно на подготовку майны в её окончательном виде ушло около 5 часов.
20190406 140457
 
Для подъёма была установлена тренога с закреплённым на вершине блоком, лодка зацеплена кошками за люк и леера и при помощи человеческих усилий, рычага и снегоходов поднята на максимально возможную высоту. На завершающем этапе к вершине треноги были прицеплены три снегохода, которые совместным одновременным рывком выдернули лодку на лёд.
20190406 163947
 
При осмотре лодки и её содержимого оказалось, что весь электро- и бензоинструмент находится на месте, в цилиндрах двигателя вода отсутствовала. В дальнейшем после промывки, чистки и сушки весь электроинструмент (шуруповёрты, электрорубанок, циркулярная пила), бензопила и даже мобильный телефон оставшийся на борту, заработали.
Лодочный мотор был высушен, промыт и очищен, было заменено масло, продута топливная система и в конце концов заработал и он.
 
После завершения судоподъёмных работ с лодки была слита остававшаяся в ней вода, а затем она была отбуксирована снегоходом в посёлок Зеленоборский. Этот процесс был частично заснят на видео.

Фотографии по теме можно найти в разделе Фотоальбомы