ПодводПоиск
приборные обследования акватории

+7 (921) 592-6151

info@podvodpoisk.ru

написать нам
Vinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.x
Далеко не все гидрографические работы выполняются на просторах акваторий больших рек, озер и морей - порой точкой приложения наших профессиональных усилий становятся совсем небольшие участки дна на довольно небольших речках. Впрочем, на этот раз неприметность водоёма с лихвой компенсировалась его удалённостью, труднодоступностью и непростыми климатическими условиями. Да и важность проекта в рамках которого выполнялись работы трудно переоценить. Судите сами...
 
В апреле 2023 года поступил запрос от АО "Стройтранснефтегаз" на выполнение работ в республике Якутия на Чаяндинском нефтегазоконденсатном месторождении (НГКМ) - требовалось выполнить гидролокационное обследования дна реки Нюя перед обустройством подводного перехода газопровода (дюкера), а по окончанию укладки трубы на дно - выполнить осмотр трубы на дне реки посредством подводного дрона.
 
Для общей информации. Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождение  - одно из крупнейших у нас в стране, расположено в Ленском районе республики Якутия. Открыто оно было ещё в 1983 году, геологоразведочные работы начались в 2012, а с 2015 года идёт обустройство месторождения. Именно это месторождение является источником ресурсов для газопровода "Сила Сибири", а в дальнейшем - и для нефтепровода ВСТО "Восточная Сибирь - Тихий океан".
 
Чаяндинское месторождение обладает запасами, оцениваемыми в 1,2 трлн м³ газа и 61,6 млн тонн нефти и конденсата. Это делает его одним из крупнейших месторождений в стране. Месторождение является основным источником для газопровода «Сила Сибири», который обеспечивает поставки газа в Китай. Это соглашение предполагает поставку до 38 млрд кубометров газа ежегодно в течение 30 лет, что укрепляет экономические связи между Россией и Китаем.
 
Освоение Чаяндинского НГКМ способствует строительству необходимой инфраструктуры, причём не только непосредственно связанной  разработкой и эксплуатацией месторождения, такой, как газовые скважины, компрессорные станции и трубопроводы, но и транспортной и промышленной инфраструктуры Якутии и всего Дальнего Востока. Стоит упомянуть, что ни дорог с твёрдым покрытием, ни, тем более, аэропорта в этих местах никогда до этого не было. Да и в плане трудоустройства у местных жителей появилось куда больше вариантов.
 
stella
 
Стелла перед въездом на территорию Чаяндинского НГКМ
 
Климатические условия в этих местах суровые, температура зимой зачастую опускается ниже -40, а иногда и ниже -50 градусов, толщина льда в водоёмах превышает 1 м, кругом тайга, ближайший населённый пункт - посёлок Витим, до него около 120 км. К счастью при освоении соседнего Талаканского НГКМ был построен и с 2012 года эксплуатируется аэропорт Талакан, который находится в 100 км и позволяет сильно упростить логистику.
 
Кстати в старинном посёлке Витим пришлось провести несколько дней, пока улаживались необходимые формальности. Хочется сказать о посёлке несколько слов - расположен он очень живописно - не левом высоком берегу реки Лена аккурат напротив впадения реки Витим, живёт в нём около 3000 человек, в нём представлены все блага цивилизации - больница, школа, обязательные органы государственной власти, порт, аэропорт, магазины, лесопильное предприятие, есть и пара гостиниц. В XIX веке здесь бурлила золотая лихорадка, уверен, что и страсти вокруг золота были такие же как и на Аляске приблизительно в то же время, жаль что у нас широко не известны описания этих времен в литературе. Если верить открытым источникам, в те времена на 124 дома было 40 кабаков, значит золото добывалось и активно тратилось. В Витиме жили на поселении и некоторые декабристы. Во времена Великой Отечественной здесь был один из транзитных аэродромов, через которые перегонялись поступавшие по ленд-лизу от США боевые самолёты.
 Lena Vitim
 
Витим, берег реки Лена, вид в направлении впадения в неё реки Витим
 
Vitim 1621
 
Стелла с гербом и датой основания посёлка Витим
 
Наша задача состояла в контроле состояния траншеи подводного перехода трубопровода через реку Нюя - необходимо было убедиться в ровности дна траншеи и в отсутствии на дне крупных предметов, которые могут оказаться помехой при укладке трубы. Для обследования траншеи будущего трубопровода использовался гидролокатор бокового обзора. После укладки нужно было выполнить дроном подводную видеосъёмку положения трубы на дне траншеи перед обратной засыпкой. Траншею формировали экскаваторами с временной насыпи отсыпанной поперёк реки, глубины на данном участке составляли до 6 с небольшим метров, а ширина реки на этом участке была около 80 м.
 
Nyuya
 
Река Нюя
 
Raboty
 
Идут работы по обустройству траншеи на дне реки
 
Из усложняющих работу факторов стоит отметить наличие льда толщиной до 1.5 м, достаточно сильное течение и постоянно нарастающий в пробитой экскаваторами полынье лёд. Температура днём не опускалась ниже -10, в Якутии можно назвать такую погоду теплой. В общем можно сказать, что к таким условиям нам удалось успешно адаптироваться. Работы выполнялись с борта небольшой надувной лодки, учитывая обилие обломков льда, было довольно неуютно, не говоря уже о том, что эти обломки просто мешали перемещаться по поверхности воды.
 
Для обследования дна использовался гидролокатор и льдины постоянно сталкивались с датчиком - в общем условия были непростые. В какой-то мере приведённые ниже фото дают представление и том, как это было.
  Pered rabotoy
 
Перед началом работ
 
Na vode
 
В процессе выполнения работ
 
После того, как дно траншеи было обследовано наступил черёд непосредственно укладки трубы. Работы выполнялись пятью экскаваторами, которые в данном случае использовались в качестве трубоукладчиков. Операция, подготовка к которой заняла несколько недель, если не больше, была выполнена в течение пары часов.
 Ukladka
 
Укладка трубопровода в траншею на дне реки
 
По окончании укладки дюкера был выполнен осмотр уже уложенной на дно трубы подводным дроном (телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом - ТНПА) для того, чтобы убедится в том, что труба заняла расчётное положение.
 
Эти работы выполнялись малогабаритным подводным дроном OpenROV Trident, на фото можно видеть изображение трубы под водой. Стоит отметить, что вода реки Нюя в зимний период отличалась исключительной прозрачностью и видимость составляла несколько метров - в большинстве случаев на внутренних водоёмах это совсем не так.
 
Pipe
 
Трубопровод под водой. Фото сделано подводным дроном
 
Резюмируя хочу отметить, что с точки зрения организационных вопросов  проект оказался непростым - удалённость, бытовые и климатические особенности накладывали свой отпечаток. Однако это не помешало успешному выполнению работ.